Разнообразие вышиванок в женском народном костюме
Знаю слово «вышиванка» с детства, так в Украине называют народные
вышитые рубашки (укр. сорочки). Всегда любовался красивыми орнаментами и
узорами этой детали одежды, вышитыми (обязательно!) вручную. Поэтому и
решил представить вам разнообразие узоров и орнаментов на вышиванках
женского народного костюма Украины.
Как известно, само вышивание известно чуть ли не с эпохи первобытной
культуры, когда люди научились делать стежки при шитье одежды. По
свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами.
Искусство вышивания в Украине тоже имеет свою многовековую историю.
Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, приезжавший на территории
Украины в 1412 и 1421 годах, вспоминал, что «рукавицы и шапки русинов
были украшены вышивкой». Апофеозом распространения и появления различных
вариаций вышивки для украинских мастериц стал XIX век. Отмечу, что
особенности и традиции каждого региона, как правило, находили
отображение в орнаменте рубашек. И не только их, вышивкой украшали
верхнюю одежду, головные уборы, даже обувь. Вышивка украинского костюма
всегда была богата и разнообразна. Мотивы орнаментов, композиции, цвета у
каждой области и региона были свои, они передавались из поколения в
поколение, становясь традиционными. Отрадно, что в последние годы
вышиванка снова входит в моду, на улицах украинских городов сам видел
людей, одетых в красивые расшитые народные сорочки. Видел, что даже, что
и свадебные наряды порой шьются в народном стиле. И это здорово!
Я собрал галерею портретов украинских красавиц, чтобы вы, в первую
очередь, рассмотрели многообразие и красоту вышивки на рубахах. Попутно
помещу несколько интересных фактов о вышиванке, которые вычитал в
Википедии и на интернетных сайтах. Мне, как не специалисту в области
самих вышивок , сложно было рассортировать картины согласно описания
вышивки, присущей определенному региону Украины. Поэтому прошу у
читателей помощи в поисках соответствия на картинах орнаментов и узоров
тому описанию, которое я поместил ниже.
Михаил Алексеевич Ряснянский (1926-2003) Девушка в национальном костюме. 1952 г. |
Дроздова Портрет женщины в народном костюме. Музей Киевской Академии художеств |
Федор Федорович Клычко (1911-1942) Женский портрет. 1938 г. |
Изначально основными темами вышивки были символики разных древних
культур. При этом темы орнаментов делились на три основные группы:
абстрактный рисунок, растения и животные.
1. Геометрические (абстрактные) орнаменты, которые, впрочем, присутствуют во всей славянской мифологии, очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии и крестики.
2. В основе орнамента с растениями лежит желание показать красоту природы, ее плодородность. Поэтому в украинской вышивке присутствуют изображения винограда, хмеля, дубовых листьев, яблок и даже «дерева жизни». Например, узор «яблоко», разделенный на четыре сектора, противоположные части которых были вышиты одним цветом, означал символ любви.
3. Животный мир в вышивках тоже разнообразен, мастерицы вышивали коня, зайца, рыб и лягушек, из птиц - петуха, сову и голубя. Даже насекомые – бабочка и паук, попадали в узоры.
1. Геометрические (абстрактные) орнаменты, которые, впрочем, присутствуют во всей славянской мифологии, очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии и крестики.
2. В основе орнамента с растениями лежит желание показать красоту природы, ее плодородность. Поэтому в украинской вышивке присутствуют изображения винограда, хмеля, дубовых листьев, яблок и даже «дерева жизни». Например, узор «яблоко», разделенный на четыре сектора, противоположные части которых были вышиты одним цветом, означал символ любви.
3. Животный мир в вышивках тоже разнообразен, мастерицы вышивали коня, зайца, рыб и лягушек, из птиц - петуха, сову и голубя. Даже насекомые – бабочка и паук, попадали в узоры.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) Украинка у плетня. 1876 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь |
Михаил Маркелович Гужавин (1888-1931) Украинка. 1925 г. |
Василий Вениаминович Хвостенко (1896-1960) Украинка. 1952 г |
Узоры и орнаменты разделяются и отличаются, прежде всего, вышивальными
швами, которых в Украине известно около ста. Техника отдельных
вышивальных швов характерна для разных районов только Украины, а
отдельные виды швов встречаются также в белорусской и русской вышивках.
Расскажу о некоторых особенностях вышивок в разных областях Украины.
Буковина
Здесь очень популярны растительные и геометрические мотивы, часто также используются и изображения животных, вышитых белой гладью, мелким крестиком, штаповкой и крученным швом. Вышивальным материалом на Буковине служат бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки. Гуцулы часто используют соединение красного цвета с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Двумя или тремя оттенками желтого цвета просветляют вышивку, что придает рисунку золотистый отблеск.
Винницкая область
На Винничине особо разнообразны техники вышивания: низь, крестик, настилка, верхошов, зерновой вывод и вырезание. Рядом с основными швами применяются и вспомогательные, например, вышивка росписью шов «вперед иголкой» или контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции. При этом используются разнообразные виды черных, белых и цветных стежков.
Николай Ефимович Рачков (1825-1895) Девушка-украинка. Вторая половина XIX века Черниговский исторический музей |
Семен Маркович Прохоров (1873-1948) Украинка с цветами. 1924 г. |
Екатерина Николаевна Кацура-Фалилеева (1886-1948) Украинская крестьянка. |
Закарпатье
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в
разных техниках выполнения. Цветовая гамма вышивок широка: красный цвет
часто соседствует с черным (при этом выделяется какой-то один цвет —
либо черный, либо красный), используют также белый цвет и
многокрасочный орнаменты.
Карпаты и Прикарпатье
Этому этнографическому району Украины можно посвятить целое
исследование, поскольку в Карпатах каждое село отличается от других
своим колоритом, своеобразием вышивки, богатством орнамента и
неповторимостью цветов.
Константин Егорович Маковский (1839-1915) Украинка. 1884 г. |
Константин Егорович Маковский (1839-1915) Портрет девушки в украинском костюме. Вторая половина XIX века Музей изобразительных искусств Республики Карелия |
Константин Егорович Маковский (1839-1915) Голова старухи. Этюд. 1890-е г. Новгородский музей-заповедник |
Киевская область
В этом центральном регионе обычно используют растительно-геометрический
орнамент, в котором соединены стилизованные гроздья винограда, цветы с
восьмью лепестками, цвет хмеля с ромбами и квадратами. Основные цвета
вышивок - белый, кораллово-красный и черный.
Львовская область
В народной вышивке этой области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок обычно геометрический, при этом, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.
Александр Александрович Дерученко (род. 1977) Украинская девочка (этюд). 2008 г. |
Николай Корнилович Пимоненко (1862-1912) Молодиця (Молодая женщина). |
Николай Корнилович Пимоненко (1862-1912) Молодая хозяйка. Воронежский музей изобразительных искусств |
Подолье
Подолье славится яркостью красок и разнообразием швов. Основным является
стежок «паучок», которым украшают вставки на рукава и клинья, часто
используется и цветная строчка «шабак».
В орнаментах подольских вышивок преобладает черный цвет, в который
добавляются красный, синий, желтый и зеленый. Наиболее распространены
двухцветные (красный и черный цвета) вышивки, реже трехцветные.
Полесье и Волынь
Этнографы отмечают, что вышивки на Полесье и в Волыни простые и четкие
по композиции, в которой несколько раз повторяются ромбовидные линии,
образующие геометрический узор. Обычно вышивка делается красной нитью по
белому-серому фону льняной холстины. Отмечается также, что в южных
районах Волынской области преобладают растительные мотивы.
Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) Фигура девушки в украинском костюме. 1905 г. |
Игнат Гаврилович Яременко (1874-1915) Портрет Неговской. 1914 г. Черниговский художественный музей |
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) Крестьянская девочка. 1906 г. |
Полтавская область
Здесь используют такие техники вышивания, как «крестик», шов «вперед
иголкой» и шов «за иголкой». Рубашки вышиваются белыми нитями, очень
редко красными или серыми. Манишки белых рубашек в старину украшались
белым узором, выполненным гладью. А сам узор обводился черными или
цветными полосами.
Тернопольская область
На юге этой области узоры и орнаменты вышивают хлопковыми нитями со
сгущенными стежками. Отдельные элементы узора обводятся цветными нитями,
что обеспечивает рельеф и цветовой эффект. Вышивки такой техникой
обычно размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами
от полочки к краю рукава.
Михаил Федорович Андреенко-Нечитайло (1894-1982) Сельская девушка. 1932 г. |
Юрий Матвиенко Портрет пожилой модели. 2000 г. |
Александр Кутив. Украинка. |
Черниговская область
Для этой области также характерны белые вышивки. Геометрический или
растительный орнамент вышивается белыми нитями с вкраплением красного и
черного цветов. Выполняется узор и орнамент очень мелкими стежками, что
напоминает бисерные вышивки, характерные для этой области.
Харьковская область
Для этой области свойственны своеобразные полихромные орнаменты,
создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают обычно
грубой нитью, в результате чего узор создает впечатление рельефного
рисунка.
Лариса Иванова. Портрет Елизаветы Милорадович (Скоропадськой). |
Роман Васильевич Гершаник (1898-1984). Украинская девушка. |
Василий Акимович Арлашин (1923-1998). Украинка в желтом платке. |
Южные области Украины
Здесь техника вышивки имеет много общего с центральными районами страны, но на юге часто орнаменты выполняются крестиком и полукрестиком.
Константин Александрович Вещилов (1878-1945). Крестьянская девушка. |
Мария Александровна Подкопаева (род. 1981). Украинка. 2010 г. Примечание авторов блога "Райские птицы" - в картине допущена неточность, см. описание в конце |
Олег Шупляк (Украина, род. 1967) Девочка в национальной одежде. 2010 г. |
Автор: Парашутов
ДОБАВЛЕНО 08.04.2015:
Во время обсуждения интересного материала, собранного автором "Народного костюма", мастерицы обратили наше внимание на грубую неточность, допущенную Марией Подкопаевой в картине "Украинка". Дело в том, что изображенная на картине девушка не могла так одеваться в повседневной жизни, потому что, цитирую:
Большое спасибо за ваши замечания))
Также благодарим Nusya Bychek за добавленные в коллекцию блога картины:
Пимоненко Микола. На річці. 1908 |
Пимоненко Микола. Сінокос. 1907 |
Олександр Мурашко. Селянська родина. 1914. Полтавщина. |
Репин Илья Ефимович. Вечеринка. 1881 год |
Молодцы Украинцы! Только вот такой трудолюбивый и работящий народ мог носить таких вышиванок,это сколько терпения и мастерства надо иметь чтоб так украшать свою одежду.Главное-любить и уважать самих себя,а это дорого стоит.
ОтветитьУдалить